Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.
Патриотизм - любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.
Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:
- наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
- наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
- наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
- единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
- приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
- неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.
Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.
Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.
Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:
- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
- разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
- воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
- воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
- привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
- раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
- организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
- воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
- формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
- убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.
В школе создана знаменная группа, которая включает в себя два ассистента (Барановская Дарья, Булавицкая Полина) и знаменосца (Покалюк Кирилл).
Инструктивно-методическое письмо по патриотическому воспитанию
Есть такая профессия – Родину защищать!
Военные факультеты есть в следующих вузах:
Военные кафедры есть в следующих вузах: