Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности.
Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой.
Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.
Памятка «Развитие внимания младших школьников»
1. Помогите вашим детям стать внимательными. Помните: самостоятельно они не смогут развить это качество, им нужен терпеливый наставник, который не только поможет в этом деле, но и объяснит, зачем быть внимательным, как быть внимательным, что для этого нужно делать, а главное даст понять, что развитие внимательности - это веселый, интересный процесс.
2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
4. Помните о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
5. Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом. Разговаривайте с ребенком об этом, когда идете в школу или прогуливаетесь. Пусть такие беседы станут интересным дополнением ваших совместных походов куда-либо.
6. Отмечайте каждый успех вашего ребенка в развитии внимательности. Хвалите его, поощряйте. 7. Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
8. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
9. Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов. Развитие внимательности ребенка - это длительный процесс, требующий постоянных тренировок
10. Помните: в основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
Игры и упражнения на развитие разных свойств внимания:
Выберите из предложенных упражнений наиболее интересные вам и вашему ребенку и играйте вместе! Делайте это в атмосфере непринуждённого веселья. Это разнообразит ваш совместный досуг и сделает тренировку внимания для ребенка приятным делом
Упражнение на расширение объема внимания. Взрослый пишет ряд из 10-15 чисел. Показывает ребенку на несколько секунд листок, после чего школьник младших классов должен повторить те числа, которые запомнил. Упражнение желательно повторить раз 10-25, каждый раз добавляя к ряду по одному числу.
Упражнение на тренировку устойчивости внимания. Ребенку предлагается текст с явными смысловыми и фактическими ошибками. Школьник младших классов должен их обнаружить в течение короткого времени. Для начала можно давать небольшие отрывки. Количество отрывков за одно занятие – около пяти. Начинать необходимо с самых простых.
Игры на развитие слухового внимания.
1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
2. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их. Упражнение на развитие переключения внимания «Съедобное – несъедобное». Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик
Игры на развитие моторно-двигательного внимания.
1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если названнелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
2. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.
3. Игра «Запретное движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
Упражнение «Наблюдательность» В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно. Можно помочь ребенку дополнить недостающие детали, расширить его взгляд на путь из дома в школу, отметив интересные детали.
Упражнение «Не собьюсь» Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Игра: Что изменилось?
Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями. Найти различия.
Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании, и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.
Памятка «Развитие памяти младших школьников»
Рекомендации для родителей по оказанию помощи в развитии памяти младшего школьника:
1. Спрашивайте у ребенка, запоминается ли ему то, что изучено в классе. Уточняйте, что именно запоминается, а что сохраняется в памяти труднее всего.
2. Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.
3. Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.
4. Важно донести до ребенка необходимость запоминания. Порассуждайте вместе с ребенком о том, что хорошего он обретет, когда выучит что-либо и каких неприятностей он избежит при этом.
5. Перед тем, как начать заучивать материал обсудите с ребенком его объем, содержание, оцените какое количество усилий необходимо будет приложить, чтобы запомнить все.
6. Распределите материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.). Так вашему ребенку будет проще запомнить его.
7. Важно научить ребенка понимать то, что он должен запомнить. Для того, чтобы запомнить что-либо на долго, нужно понять смысл материала и повторить его несколько раз.
8. Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.
9. Помните, повторение — важнейший способ запоминания материала! Необходимо учитывать, что в первые два дня после заучивания происходит наиболее быстрое забывание, поэтому в течение этого времени материал нужно повторять более интенсивно.
10. Хвалите ребенка за его успехи. Процесс запоминания будет даваться проще, если он будет связан с приятными переживаниями
Упражнения на развитие памяти младшего школьника:
Упражнение: «Что какого цвета?»
Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку. Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий. Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.
Описание: Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.
Упражнение: «Ассоциации»
Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».
Слова: зима, любовь, время, гроза.
После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.
+ Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.
чайник - вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло кошка -
аптека -
лес -
парта –
волосы -
ложка -
раскрыть » / « свернуть